«Скрипка Ротшильда» краткое содержание

«Скрипка Ротшильда» Чехов краткое содержание

Гробовщик Яков Иванов на прозвище Бронза — житель маленького городка, он злится из-за того, что его земляки умирают очень редко и он терпит через это ущерб. «Жил он бедно, как обычный мужик, в небольшом старом доме, где была одна лишь комната, и в этой комнате содержались он, Марфа, печь, двуспальная кровать, гроба, верстак и все хозяйство». Мозг семидесятилетнего гробовщика и днем, и ночью грызет невыносимая мысль об огромных убытках, об утраченных возможностях заработать, жить в собственном доме в губернском городе, пользоваться почетом земляков. Эти мысли выпалили душу старика мужчины, сделали Якова черствым, равнодушным к людям, которых он воспринимает лишь как возможных потребителей его товара — гробов.

Прожив с женой Марфой пятьдесят лет, он “ни разу не приласкал ее, не пожалел, не делал подарков, а лишь кричал на нее, ругал за ущерб, бросался на нее с кулаками, правда, он некогда ее не бил, но все же таки пугал, и она пила лишь воду”. Все эти мысли об отношении к жене возникли у самого Якова, когда старая женщина тяжело заболела и ждала на смерть. Смотря на удивительно радостное, даже счастливое лицо, герой вдруг понимает, что для женщины смерть — это утеха, освобождение от бремени невыносимого существования, и он приходит в ужас и переживает духовный излом.

После смерти Марфы он еще ощущает удовлетворение, которые почти никаких затрат на похороны жены у него не было. Но по возвращении из кладбища его охватывает тоска, мучит жажда, он тяжело дышит и ощущает слабость. Лежа один в доме, он снова упоминает умершую, на которую за все длинные годы общей жизни “не обращал внимания, будто бы она была кошка или собака”.

“Жизнь минула без пользы, без любого удовлетворения… впереди уже ничего не осталось, а посмотришь назад -там ничего, кроме потерь, и таких страшных, что аж жутко…” — думал гробовщик.

Промучившись, ночь, Яков тянется через силу к больнице. Из выражения лица фельдшера он понимает, что ничего уже ему не поможет, что и за ним пришла смерть. “Идя потом домой, он думал, что от смерти будет одна только польза! Не нужно ни есть, ни пить, ни платить налоги, ни обижать людей… От жизни человеку убыток, а от смерти польза… но все же таки оскорбительно и горько: зачем в мире такой странный порядок, что жизнь, которой дается человеку лишь один раз, проходит без пользы?”

Все, связанное с болезнью и смертью Марфы, а потом и Якова, — это одна линия рассказа. Друга возникает из-за того, что у гробовщика, кроме умения хорошо делать “сундук для последнего покоя”, есть еще настоящий талант — он очень хорошо, с душой играет на скрипке. Вместе с местечковым оркестром, в котором большинство музыкантов евреи, он играет на свадьбах.

Но через грубость гробовщика и его ненависть, и пренебрежение к евреям, ему зовут только тогда, когда это позарез необходимо. Особенно противно относится Яков к рыжему, худому, несчастному музыканту со смешным для этого бедняги фамилией Ротшильд (смешным, так как эта фамилия богатейшей в Европе семья банкиров). Высокий на рост, могущественный, как дуб, гробовщик-скрипач к исступлению берет на испуг чахлого флейтиста Ротшильда, который любую мелодию играет жалобно и этим бесит Бронзу. Горько оскорбленный мужчина смешанным ломанным языком издали грозится Якову, от чего становится еще мешнее.

Здесь важно, что бедный музыкант понимает и высоко уважает музыкальное дарование своего зловредного коллеги. В рассказе Яков дважды обижает Ротшильда, натравливает на него собаку, но тот приходит к нему в третий раз, так как никому играть на богатой свадьбе и дирижер послал несчастного за скрипачом. Ротшильд пугливо ждет на новые обиды, но умирающий старый, пережив перед смертью духовное прозрение, кротко подзывает музыканта к себе. Он в последний раз импровизирует на своей любимой скрипке какую-то трогательную мелодию, которая в обеих вызывает слезы. Настоящее искусство очищает грешную душу, объединяет в общем светлом чувстве таких разных, вражеских одно одному людей.

А после смерти Яков оставил Ротшильду свою скрипку и тот, отвергнув флейту, играет на скрипке грустную мелодию, которую люди охотно слушают и плачут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *